Чтобы разбираться в маркировке трубопроводной арматуры, была разработана система буквенно — цифрового обозначения изделий. На сегодняшний день все существующие виды отечественной запорной арматуры маркируются в соответствии с российским законодательством (ГОСТами). На территории России используется обозначение и маркировка трубопроводной арматуры по системе ЦКБА (Центральное конструкторское бюро арматуростроения). В соответствии с этой системой обозначение арматуры строится из цифрового и буквенного кода основных данных. Всего в маркировке используется 6 элементов. Маркировка позволяет легко классифицировать арматуру.

Маркировка трубопроводной арматуры

Всю информацию о конкретной модели наносят с лицевой стороны, а знак товаропроизводителя – с обратной. В соответствии с отечественными ГОСТами маркировка трубопроводной арматуры наносится непосредственно на корпус изделия. Маркировка трубопроводной арматуры на металлическую поверхность корпуса наносится тремя основными способами:

  • штамповка — представляет собой процесс деформации материала. Таким тиснением на поверхности корпуса арматуры создаются буквы и цифры. Долговечность данного тиснения такое же, как и у самой арматуры
  • гравировка — является одним из древнейших способов нанесения на металлы надписей. Нанесения букв и цифр осуществляется с помощью резца, в роли которого может выступать штихель, фреза, пуансон
  • клеймение — представляет собой достаточно сложный процесс, который потребует определенного навыка и профессионализма от исполнителя. Для нанесения используется специальное оборудование – электроискровой карандаш.

Для примера рассмотрим клиновую задвижку 30нж915нж1

маркировка трубопроводной арматуры

30 — тип арматуры — задвижка
нж — материал корпуса -нержавеющая, коррозионно-стойкая сталь
9 — тип привода электрический
15 — номер модели
нж — материал уплотнения — нержавеющая сталь
1- исполнение по присоединению задвижки к трубопроводу фланцевое

Тип арматуры

10 — Кран пробно-спускной

11— Кран для трубопровода

12 — Запорное устройство

13, 14, 15 — Вентиль

16 — Клапан обратный подъемный и приемный с сеткой

17 — Клапан предохранительный

19— Клапан обратный поворотный

21 — Клапан предохранительный

22 — Клапан запорный

25 — Клапан регулирующий

27 — Клапан смесительный

30, 31 — Задвижка

32 — Затвор поворотный дисковый

33 — Задвижка шланговая

40 – Элеватор

45 — Конденсатоотводчик

 

Материал корпуса

с — сталь углеродистая

лс — легированная сталь

нж — нержавеющая, коррозионно-стойкая

ч — чугун серый

кч — ковкий чугун

вч — высокопрочный чугун

б — латунь или бронза

а — алюминий

мл — монель-металл

п — пластмасса

вп — винипласт

тн — титан

к — керамика, фарфор

ск — стекло

 

Тип привода

3 — механический с червячной передачей

4 — механический с цилиндрической передачей

5 — механический с конической передачей

6 — пневматический

7 — гидравлический

8 — электромагнитный

9 — электрический

 

Материал уплотнения

бр — бронза и латунь

бт — баббит

ст — стеллит

ср — сормайт

мн — монель-металл

к — кожа

нж — нержавеющая сталь (коррозионно-стойкая)

нт — нитрованная (азотированная) сталь

р — резина

п — пластмасса (кроме винипласта)

вп — винипласт

фт — фторопласт

э — эбонит

бк — без кольца (седло выполнено прямо на корпусе)

 

исполнение по присоединению задвижки к трубопроводу

10 – исполнение фланцевое

20 – исполнение под приварку

31 – исполнение муфтовое (DN≤40)

41 – исполнение штуцерное (DN≤40)

42 – исполнение штуцерно-ниппельное (DN≤40)

51 – исполнение вантузное